Компьютерные игры для слепых и слабовидящих детей. Компьютерные игры для незрячих и слабовидящих. Список использованных источников

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.

В связи с тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий.

Крышки - доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх и на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами - разноцветными крышечками. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры.

В своей работе мы используем такие игры с крышками.

Пальчиковый бассейн

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук,

Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.

Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, пошуршать крышками.

Задание 2. «Прятки».

На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Задание 3. «Кто быстрее соберет»

Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель выбирает 3-4 ребенка, каждому из них дает задание собрать крышки определенного цвета.

Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.

Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.

«Найди домик»

Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук

Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками.

Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.

«Бусы для куклы»

Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.

Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов).

Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения:

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко)

Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.

Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.

«Составь узор»


Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник).

Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями:

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова)

Клубника

Краснощёка, круглолика,

Ароматна, хороша

Спеет сочная клубника -

Радость взрослым, малышам.

В огороде тёти Маши

Надо ягоды собрать.

Нет клубники слаще, краше,

Но так хочется играть. (О. Шамшурина)

Игры с прищепками

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.

«Волшебная коробочка»


Цель: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер.

Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки

Описание игры: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную – красную и т. д.

«Рыбаки»


Цель: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту еакций, восприятие, внимание.

Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки.

Описание игры: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.

«Чудо-прищепки»


Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.

Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки

Описание игры:

Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.

Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.

Игры с крупой

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.

Внимание:

Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Цель:

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы).

Описание игры:

Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.

Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.

Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.


Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.

Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.

Описание игры:

Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.


Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.


Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).


Отличительным, универсальным характером этих игр – является:

материал (нестандартный, бросовой, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.

Список использованных источников

1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. -2001.

2. Малева З. П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челябинск. – 2001.

Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/

2. umka.caduk.ru

3. http://www.numama.ru/

4. http://www.clubochek.ru/

На этих страницах представлены материалы, посвященные компьютерным играм, в той или иной степени учитывающим особые требования, которые предъявляют к такого рода программным продуктам незрячие и слабовидящие пользователи.

Само собой получилось, что опубликованные материалы образовали две большие группы - для играющих и для создающих игры. Выбирайте, что вас больше интересует, знакомьтесь с играми, изучайте искусство создания игр, придумывайте новые игры, а главное - играйте!

Разделы сайта

Каталог игр

Каталог игр содержит обзор игр, справочные руководства, советы, ссылки на дистрибутивы и многое другое.

Разработчикам игр

В этом разделе представлены материалы, рассказывающие о том, как создавать игры, какие средства и программы использовать для этого, как сделать игру доступной для незрячих и слабовидящих любителей компьютерных игр. Поскольку народная мудрость (или глупость - ?) спасение утопающих возложила на самих утопающих, то, создавая этот раздел, мы преследовали одну единственную цель: побудить самих незрячих и слабовидящих заняться программированием игр. Если же к этому процессу присоединятся и зрячие разработчики, то мы будем только рады, если размещенные на сайте материалы (в том числе и в иных разделах) помогут им в этом деле.

Дискуссионный лист

Здесь вы узнаете, что такое дискуссионный лист и ознакомитесь с правилами участия в нем. Если вы уже знакомы с дискуссионными листами, то, заполнив нижеследующую форму, сможете подписаться на дискуссионный лист.

Знакомьтесь — Григорий Конзалаев.

О нем и его маме мы уже писали (статья"НАСТОЯЩАЯ МАМА«). Сегодня мы публикуем статью Григория о себе, о тех новых возможностях, которые вошли в его жизнь в процессе тренировок по методу Бронникова. Напомню: Григорий от рождения слеп, он живет и учится в Минске. Почти три года регулярно занимается по методу Бронникова. Видит мозгом.

«Когда я стал заниматься по методу В.М.Бронникова , то заметил, что, играя со своими незрячими друзьями по интернету, я стал вести себя в игре по-другому.

Поясню на примерах:

Есть такая игра-стрелялка „Quake“. Она изначально разрабатывалась для зрячих. Но компания „Agripp“, которая разрабатывает игры для незрячих людей, сделала вариант данной игры для таких, как я. В этом приспособленном варианте игры „Quake“ незрячие геймеры слышат, где находится противник, по соответствующему сигналу. Ещё там имеется функция включения графики. При включённой графике зрячие могут объяснять незрячим, как играть в эту игру, а также играть вместе с ними.

И вот я заметил следующие особенности незрячих игроков: они ограничивают себя в пространстве. То есть они могут ходить только в каком-то маленьком коридорчике, а всё остальное пространство карты не воспринимают. (В связи с этим карты сделаны плоские.)

А я стал воспринимать объёмное пространство: лабиринты, пропасти и так далее. Ещё они вообще не любят ходить по карте. Они только стоят на одном месте и ждут, пока кто-нибудь не пройдёт мимо и сам не попадёт в прицел. А я на сегодняшний день бегаю по карте, чтоб в меня никто не попал, и пытаюсь набегу прицеливаться. И к моему великому восторгу попадаю в цель.

Игра же незрячих достаточно однообразна. Они не используют всё оружие, которое есть в этой игре, а ходят только с тем, к которому привыкли. Я же использую весь арсенал оружия, всевозможные приёмы передвижения, стрельбы. Я уже перешёл на игру со зрячими, и ещё никто не сказал мне, что я лох. Связь с незрячими друзьями я естественно поддерживаю. И когда я с ними играю, используя всё многообразие, которое мне сейчас доступно в игре, то часто слышу возмущённое „Не честно!!!“

На что я бы мог ответить им: „Ребята! Работайте по методу Бронникова!“ Хотя я прекрасно понимаю, что это индивидуальное решение каждого...»

Уже давно доказано, что настольные игры повышают интеллектуальные и межличностные способности детей, подростков и взрослых. Но не имея возможности увидеть фигуры, фишки или карточки, люди с различной степенью нарушения зрения или полностью ослепшие , не могут в полной мере насладиться участием в самых популярных настольных играх мира.

Адаптированные настольные игры для инвалидов по зрению вы можете приобрести в нашем интернет-магазине. Вся продукция сертифицирована и отличается высоким качеством. Это самые известные игры, модифицированные для пользования лицами, имеющими проблемы со зрением, в том числе и слепыми.

Самые популярные адаптированные настольные игры для слепых и слабовидящих:

Монополия

Шахматы

Игры в карты

Игры изготавливаются, принимая во внимание особенности их использования людьми с нарушением зрения. Например, на одних играх применяется шрифт Брайля, другие произведены, ориентируясь на особенности тактильного восприятия слабовидящими и слепыми.

Адаптированные игры для инвалидов по зрению разнообразят жизнь инвалида, оказывая при этом реабилитирующее действие.



Буркозел