Музыкальные и ритмические игры для детей дошкольного возраста. Музыкально — ритмические движения и музыкальные игры для детей с особенностями развития Музыкально ритмические танцы игры для школьников

Картотека ритмических игр для детей младшего школьного возраста.

Данные песенки - игры развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Зайки

ЦЕЛЬ: Обучение прыжкам.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

Чижик

ЦЕЛЬ: Развитие навыков общения, умение подражать движениям,

чувство ритма.

ХОД ИГРЫ: Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В стороне стоит "чижик" (один из малышей).

Дети вместе со взрослым поют и играют.

Мы откроем все окошки,

Приготовим зерна, крошки.

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

(Дети поднимают сцепленные руки - "окошки".)

Чижик к деткам прилетел,

Чижик песенку запел:

Клю-клю-клю, клю-клю-клю.

Очень крошечки люблю!

("Чижик" прилетает в круг, дети сыплют воображаемые зерна, которые "чижик" "клюет", а дети постукивают пальчиками по полу.)

Чижик с детками все пляшет,

Чижик крылышками машет.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

("Чижик" пляшет в середине круга, и дети подражают его движениям.)

Попрощаюсь с вами, детки,

Не хочу жить в вашей клетке.

Я в свой садик улечу,

Я на ветке жить хочу!

("Чижик" "вылетает" из круга, машет ручкой, как бы прощаясь с детьми. Они в ответ также машут ручками.)

Пчелки

ЦЕЛЬ: Разаитие ловкости.

ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчел унесет.

Пчелки, домой!

"Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:

Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас!

Ж-ж-ж-ж-ж!

"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.


Бабочки

ЦЕЛЬ: Развитие умения двигаться красиво, подражать движениям бабочек.

МАТЕРИАЛ: Картонные ободки с нарисованными бабочками, колокольчик, мелки, картинки с ласточками.

ХОД ИГРЫ: Детям показывают картинки с изображением ласточек и рассказывают, какие они красивые и быстрые, например: "Птицы летают высоко над землей, их не надо ловить и обижать". Взрослый поет армянскую народную песенку "Ласточка":

Ласточка - "Тивит, тивит" -

К нам в гости летит,

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит,

Ах, весна сидит!

Взрослый рассказывает, что весной начинают летать и яркие бабочки, надевает на головы детей ободки с бабочкой, а на асфальте мелом рисует цветы. Потом звонит в колокольчик, и по этому сигналу "бабочки" начинают "летать", резвиться. После следующего сигнала колокольчика "бабочки" садятся на нарисованные цветки (приседают на корточки).

Карусель

ХОД ИГРЫ: Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.


Мишка-медведь

ХОД ИГРЫ: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!

"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

Воробушки

ЦЕЛЬ: Развитие быстроты, ловкости.

ХОД ИГРЫ: "Воробушки"-дети сидят в одном из углов комнаты и "спят". Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенке:

В гнезде воробушки живут

И утром все встают.

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

Так весело поют.

("Воробушки" встают, машут "крылышками", "чирикают".)

Довольно в гнездышке сидеть,

Пора на солнышко лететь.

" Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик" -

И крылышки согреть.

("Вылетают" из угла комнаты, кружатся, "чирикают".)

Вот возле домика есть сад,

Летите крошечки искать,

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

И крошечки искать.

("Летят" на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу - клюют.)

Будь осторожен, воробей,

Крадется кошка из дверей.

"Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик" -

Все в гнездышко скорей!

(Появляется "кошка" (взрослый). Воробушки вскакивают и прячутся в "гнезде". "Кошка" за ними гонится.)

Наседка и цыплята

ЦЕЛЬ: Развитие внимания ловкости, быстроты.

МАТЕРИАЛ: Веревка или скамейка.

ХОД ИГРЫ: Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен "курятник", где помещаются "цыплята" (дети) с "наседкой". Сбоку в стороне находится "большая птица" (один из малышей). "Наседка" покидает "курятник", подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет "цыплят": "Ко-ко-ко", "цыплята" на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке ("клюют зернышки": наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: "Летит большая птица!", "цыплята" убегают домой. Из игры выбывают "цыплята", пойманные "большой птицей".


Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества.

Я искренне желаю, чтобы эти игры помогли в работе с детьми, разнообразили музыкальные занятия, приобщили детей к миру музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

Составила:

Музыкальный руководитель

Пономаренко М.В.

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает музыкальную память, слух.

В музыке под понятием «ритмичность» можно понимать следующее: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуют красочные ритмичные рисунки.

Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества. Я искренне желаю, чтобы эти игры помогли в работе с детьми, разнообразили музыкальные занятия, приобщили детей к миру музыки.

СТАРШАЯ ГРУППА

(5-6 ЛЕТ)

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Подготовительная работа : подбор ударных инструментов (бубен,

Колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также

Сюжетов сказок.

Цель: активизация интереса детей к различным видам

инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие

фантазии и тренировка памяти.

Ход игры:

дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.

* Каждый участник игры представляет свой инструмент.

* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают

инструмент, подходящий по звучанию каждому герою

сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

Например: Карабас-Барабас - бубен,

Буратино – ксилофон,

Мальвина – колокольчик,

Пьеро – треугольник,

Артемон – трещотка на сильную долю такта.

* Текст сказки озвучивается.

* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры:

фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

«Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

(матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и

хотят вас научить.

Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический

Рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в

руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы

Также могут демонстрироваться детям на фортепиано).

«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском

Стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться

Вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по

Краю сарафана.

Ход игры :

«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в

руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

«ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»

Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,

Металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

музыкальные инструменты.

Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,

Белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры:

дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут

Погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание

Металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не

обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»

Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

Последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

«ЗАЙЦЫ»

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал : изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

«ПЕТУШОК»

Цель:

Игровой материал: большой и маленький петушок.

Ход игры:

Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка – длинным движением.

«БЕЛОЧКА»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры: проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из

Картинок и ритмично проговорить названия игрушки.

«ТУК-ТУК, МОЛОТКОМ»

Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

Ход игры :

Выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук- тук, мо - лот - ком

Мы по – стро - им но - вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

Партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

Палочкой по треугольнику.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель:

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

«КРУЖОЧКИ»

Цель:

Ход игры: музыкальный руководитель показывает детям, что большие

Кружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает

Кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги,

Прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«КОЗЕЛ»

Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую

Пульсацию.

Описание:

дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит,

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

«ДОЖДИК: КАП!»

Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.

Описание:

Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.

Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Мама: ах, ах, ах! Качают головой.

Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.

«НЕБО СИНЕЕ»

Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Описание:

Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.

В не-бе пе-се-нки зве-нят,

Все ре-бя-та вверх гля-дят:

Мно-го в не-бе пти-чьих стай,

По-то-му что ме-сяц май.

Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

«КАПЕЛЬКИ»

Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции.

Описание :

назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.

Дождь по крыше заплясал,

Капельками застучал:

Вот одна, а вот другая,

Третья, пятая, восьмая.

Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.

«СТОЛЯРЫ»

Цель: развивать ритмизированную речь.

Описание:

дети стоят в трех колоннах и выполняют имитационные действия поочередно, проговаривая ритмизировано текст.

Будем дружно мы играть,

Столяров изображать:

И пилить, и строгать,

Гвозди крепко забивать.

Под ритмичную музыку действия выполняются одновременно. Затем

Меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая

– подбадривает ее хлопками на сильную долю.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»

Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.

Описание:

под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.

«ПРЫГ, ПРЫГ, СКОК!»

Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Описание:

ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за

руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.

На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на

которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»

допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.

Что ты, заинька, сидишь?

Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок!

Прыг, прыг, скок!

«ТРАКТОРА»

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание:

дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим

Шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в

Круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«ЩЕЛК – ЩЕЛК»

Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.

Описание:

Дети выполняют движения под слова потешки.

Щелк. Правой рукой щелчок.

Щелк. Левой рукой щелчок.

Хлоп. Правой рукой по правому колену.

Хлоп. Левой рукой по левому колену.

Щелк. Правой рукой щелчок.

Щелк. Левой рукой щелчок.

Хлоп - хлоп. Хлопки перед собой.

Все повторить 2 раза.

Раз, два, три, четыре, пять. Ладошки соединить,

Пальчики здороваются.

Щелк. Щелчок двумя руками.

Хлоп. Хлопок перед собой.

Щелк. Щелчок двумя руками.

Все повторить два раза.

Здравствуйте, здравствуйте, все пальчики здороваются

Здравствуйте, с большим по очереди.

Р – р – р! Круговые движения руками.

Все повторить два раза.

«НЕ ЗЕВАЙ!»

Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить

Повторяющийся ритмический рисунок.

Оборудование: бубны по количеству детей.

Описание:

дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.

«ЗИМА»

Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.

Описание:

зимушка-зима нас радует своими играми и забавами. Дети

выполняют ритмичные движения под следующие слова:

Ух! Ух! Ух! «тарелочки»

Мчатся сани хлопки справа, слева в ритме

Музыки

Во весь дух. 2 раза топают

Ух! Ух! Ух! «тарелочки»

Снег под горкой хлопки в ритме музыки

Словно пух. 2 хлопка над головой.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП»

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание:

дети выполняют движения под слова песни на музыку

М.Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над

Головой

«ТУК-ТУК»

Цель: развивать чувство ритма, речь под сопровождение.

Описание:

мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.

Игра проводится сидя по полу.

Правая рука. Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди 2 раза) Тук.

Тук. (Стучат по коленям по - очереди 2 раза) Тук.

Справа. Слева.

Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками) Тук-тук-тук.

Правая рука. Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди) Тук.

Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести

У-у-у…

Упражнение повторить сначала.

«МУХИ И ПАУК»

Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.

Описание:

В соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и

притопы (см. ноты ниже).

На паркете восемь пар –

Мухи танцевали.

Но, увидев паука,

В обморок упали.

«УХ, ЛОЖКИ!»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с

музыкальным сопровождением.

Описание:

дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они

выполняют движения с ложками:

такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.

Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.

Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.

Такт 7 – два шага назад.

Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.

«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»

Цель:

Описание:

звучит музыка М.Соснина (см. ноты ниже). Дети выполняют определенные движения.

Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки

Барабанов не жалей!

Раз, два, три!

Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с

Указательным, средним, безымянным и

В обратном порядке.

Начинаем перепляс! «Пружинка»

Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки

Собирайтесь, плясуны,

Бегемоты и слоны,

Зебры, ежики, еноты – «Пружинка»

Все, кому плясать охота,

Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2

Коротких хлопка.

«ПАРОВОЗ»

Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Описание:

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка согнуть в коленях.

Музыкальный руководитель предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешки дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко.

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»

Цель: развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.

Формировать умение ритмически выделять музыкальное

предложение.

Описание:

Под музыку Г.Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку» ритмичным ударом ладошки.

«ХОЛОДНО – ТЕПЛО»

Цель: учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.

Описание:

Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.

На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и слабую долю хлопают вверху.

Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые брызги»).

«ЗАИНЬКА – ЗАЯЦ»

Цель: учить переключению слухового внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.

Описание:

Дети стоят в кругу и держат в руках кубики. Пропевая четко текст, выделяют голосом сильные доли каждого такта, одновременно ударяя кубиком о кубик. С окончанием фраз нужно спрятать кубики за спину.

Зайка, зайка, заинька,

Под кустом сидит.

Зайка, зайка, заинька,

Под кустом дрожит.

Зайка, зайка, заинька,

Под дождем промок.

Зайка, зайка, заинька,

Спрятаться не мог.

Цель: развивать двигательную и слуховую координацию.

Описание:

Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту:

Плавно идет капуста (шагает с носочка).

Важно шагает помидор (шагает на всей стопе).

Осторожно идет редиска (ходят на носочках).

Легко бежит горошек (легкий бег).

Не спеша, вышагивает репка ходьба на пятках).

Вприскочку спешит морковка (делает поскоки).

Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу).

Модницы морковки

Взяли по обновке (стоя на месте, делают повороты).

«ЕДУ, ЕДУ»

на основе русской народной потешки

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст потешки, исполняя ее ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.

Описание:

Музыкальный руководитель Еду, еду к бабе, к деду.

Дети (недоверчиво) К бабе, к деду.

Музыкальный руководитель (утвердительно) К бабе, к деду.

Музыкальный руководитель На лошадке, в красной шапке.

Дети В красной шапке.

Музыкальный руководитель В красной шапке по ровной

Дорожке, на красной ножке.

Дети По ровной дорожке.

Музыкальный руководитель На одной ножке.

В старом лапоточке, по кочкам

Дети В старом лапоточке

Музыкальный руководитель По кочкам

все прямо и прямо, а потом вдруг-

бух!!!

Все вместе И в яму!!!

«МЕДВЕДЬ»

Стихотворение И.Токмаковой

Цель: развивать координацию речи и движения.

Описание:

Как на горке – снег, снег, (дети скрипят маленькими мешочками,

Изображая снег).

И под горкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь. (Дети шумно вздыхают и выдыхают

Воздух).

Тише, тише… Не шуметь… (Поворачиваются друг к другу, держат

указательный палец у закрытого рта - тссс

«ЕЖИК И БАРАБАН»

Стихотворение Г.Виеру

Цель:

Его ритмический рисунок на барабане.

Описание:

С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

И удары раздавались, бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!

1вариант. Дети стоят в кругу, проговаривают текст и ударяют по большому барабану в центре круга.

2 вариант . Дети ударяют по маленьким барабанам.

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ЗАЙЦЫ И ЛИСА»

Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.

Ход игры:

Дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Звучит мелодия М.Красева «Зайцы и лиса» (см. ноты ниже).

Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 – повтор движений.

Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 – Два раза гладят правое ухо.

Такт 18 – два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 – вертят «хвостиками».

Такт 21-22 – прыгают.

Такт 23-24 – кружатся.

Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.

«КАРУСЕЛИ»

Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Ход игры:

Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов.

При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».

ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Еле-еле, еле-еле медленная ходьба

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, ходьба с ускорением

Все бегом, бегом, бегом.

Побежали, побежали бег на носках под ритм слов

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите, движения замедляются и

Карусель остановите, дети останавливаются,

Раз-два, поворачиваются лицом к центру,

Раз-два, кладут ленту на пол.

Вот и кончилась игра.

« КОЗЕЛ»

Цель: учить распределению внимания.

Ход игры:

Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

Следует предварительно научить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем распределить действия подгрупп. Игра проводится со сменой заданий играющих.

«ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ!»

Цель: развитие координации движений, ритмичности.

Ход игры:

Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки,

Щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:

Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!

Шлеп, шлеп! Топ, топ!

Текст может изменяться таким образом:

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, хлопай так!!!

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют.

С началом игры один стул убирают. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

(6-7 лет)

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки медведей,

Раскрашенные в русском стиле.

Раздаточный материал : карточки с изображением трех медведей и

Кружочки.

Ход игры:

«Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя. «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).

«ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ»

Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода на бархатной бумаге.

Раздаточный материал : карточки (30х9 см) и три полоски из картона:

Широкие (3х6 см) – долгий звук, узкие (1,5х 6 см) – короткий.

Ход игры:

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю.

Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет

Пароход на фланелеграф). Вот так!» (Изображает на фортепиано

Ритмический рисунок). Дети отхлопывают ритм и выкладывают его

Полосками у себя на карточках.

Также игра проводится и с паровозом.

«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»

Цель: научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.

Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»

Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.

Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.

Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).

Ход игры:

дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.

1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.

2 вариант. Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.

Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского). Четвертая – характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.

«ПРОГУЛКА»

Цель: формировать умение детей определять длительности, выкладывать их в ритмические рисунки.

Демонстрационный материал : листы бумаги, карандаши, карточки с

нотами разных длительностей и нарисованными в разных

вариантах.

Ход игры:

Детям даются разнообразные задания. А именно:

1. Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую – с

восьмыми.

2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та».

Один – на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши.

3. Произнести по карточке длительности на слоги: «ТА» - длинные,

«ТИ» - короткие.

«СОСУЛЬКИ»

Цель: развивать чувство ритма.

Ход игры:

Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми. Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.

«БАРАБАНЩИКИ»

Цель: совершенствовать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.

«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

Цель: совершенствовать ритмический слух.

Демонстрационный материал : карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).

Раздаточный материал : каждому ребенку по 2-3 карточки.

Ход игры:

Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Игра может иметь более усложненный вариант:

Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.

«ТЕНЬ – ТЕНЬ»

Цель: развитие ритмического чувства.

Ход игры:

Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:

  1. Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
  2. Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.
  3. Поменяться ролями с ребенком.
  4. Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.
  5. Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.

Слушай, слушай, различай,

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно!

РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«ЧАСЫ»

Цель: развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Описание:

дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

Вот часы идут – «Тик-так».

Вот часы бегут – «Тик-так».

Будем дружно мы играть

И часы изображать.

Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук,

Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов.

«РАЗ-ДВА!»

Цель: развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Описание:

ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р.Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!» На второй такт – действия по тексту.

1т. – Раз, два!

2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.

3т. – Раз, два!

4т. – Топ-топ-топ.

5т. – Раз, два!

6т. – Шлеп-шлеп-шлеп!

7т. – Раз, два!

8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.

«ПОВТОРИ РИТМ»

Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Описание:

дети стоят в кругу лицом к музыкальному руководителю. С помощью рифмованного текста он создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки вы смотрите,

Все запоминайте.

Ножки, ножки, все за мною

Дружно повторяйте.

Музыкальный руководитель под музыку «Гопака» М Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

«КАРТИНА ОЖИВАЕТ»

Цель: учить составлять «Ритмический рассказ».

Оборудование: картина, магнитофон, диски.

Описание:

дети рассматривают картину Б.Кустодиева «Масленица». Определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается стихотворная установка на запоминание.

Чтоб картинку оживить –

Всем внимательными быть.

Роли мы распределим,

Все сейчас изобразим.

Прослушав музыку П.Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содержанию картины. Творческие задания выполняются коллективно или подгруппой. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая - катание на санках с горки, третья – игру в снежки, четвертая – полет птицы, пятая – музыкантов-скоморохов.

В соответствии с характером музыки действия распределяются так:

Составлять «ритмические рассказы» следует с 1-2-х действий, затем увеличивать их количество. Рекомендованные картины:

И.Суриков. Взятие снежного городка.

Ф.А. Васильев. Перед дождем. Оттепель.

В.Д. Поленов. Московский дворик.

«КТО КОГО ПЕРЕПОЕТ?»

Цель: развивать ритмическую память, учить воспринимать и воспроизводить длительности.

Описание:

дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.

1 куплет. Во дворе два друга жили –

Козлик и ягненок.

Песни долго распевали,

Припев. Ме-ме! Ме-ме-ме!

Бе-бе! Бе-бе-бе!

Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!

Ме-ме-ме-ме-ме-ме-ме!

Бе-бе-бе-бе-бе-бе-бе!

2 куплет. Козлик рожки поднимал,

Громко распевая.

Друг ему не уступал,

Криком подражая.

3 куплет. Подошел к друзьям щенок:

Чтобы получился толк –

Ноты изучайте».

«БЕЛКА»

Цель: развивать слуховую и ритмическую память, учить удерживать в

памяти порядок и способы выполнения ритмических движений.

Описание:

среди детей выбираются пять детей. У каждого из них свой

порядковый номер, который педагог сообщает им отдельно друг от друга.

На звучание пьесы Л.Бетховена «Экосез» начинается игра.

Белка прыгала, скакала, 1-й ребенок прыгает.

К ней другая подбежала. Подбегает 2-й ребенок

Вот спешат еще втроем, Подбегают трое.

Стали прыгать впятером. Пять детей прыгают на

месте.

«ДОГОНИ»

Цель: развивать ритмическую память и воспроизводить ритмический

рисунок мотива и фразы.

Описание:

дети делятся на две команды. Одна убегает, другая – догоняет.

Обе команды двигаются змейкой легким бегом: первая команда – на четные музыкальные построения, вторая – на нечетные под музыку.

«ВОРОБЬИ, ВОРОБЫШКИ»

Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения в сочетании с музыкой. Правильно выполнять ритмический рисунок.

Описание:

дети выполняют ритмичные движения под музыку Е.Яновицкой.

Воробьи-воробышки стучат палочками по полу два раза,

Двумя руками справа, слева

Скачут под окном, по очереди скачут по полу

Воробьи-воробушки стучат палочками по полу два

раза,

Двумя руками справа, слева

Кормятся зерном. Палочки держат вертикально и 3

Раза стучат перед собой.

Мы зимой холодною стучат палочкой по полу 2 раза

справа и слева

За ними приглядим, встречные удары палочек 3 раза в

Горизонтальном положении.

Воробьям-воробушкам стучат палочками по полу 2 раза,

двумя руками справа, слева

Зернышек дадим. Перед собой.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ»

Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения

распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

Описание:

для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. Звучит мелодия

Такт 1-4 - Ребенок перекладывает кубики под музыку справа налево

правой рукой и произносит слова:

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.

Описание:

дети выполняют движения с ложками под русскую народную песню «Пойду ль да выйду ль я».

Дети сидят на стульчиках.

МУЗЫКА А:

1-я фраза – стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

МУЗЫКА Б:

2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

МУЗЫКА А:

1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

МУЗЫКА А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

«ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.

Описание:

Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

  1. Веселый колокольчик –

Динь – динь - динь.

Смеется и хохочет –

Динь – динь - динь.

2. Он пел зимой чуть слышно –

Динь – динь - динь.

Но снова солнце вышло –

Динь – динь - динь.

3. И звонкие капели –

Динь – динь - динь.

В ответ ему запели –

Динь – динь - динь.

«СЛОНЕНОК»

Цель: учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.

Описание:

Дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.

Рано утром слон проснулся,

Сразу в воду окунулся

И плескался, отдувался,

На песочке кувыркался.

Хвостик, уши обливал

И на солнце загорал,

Подремал, часок поспал

И к слонятам побежал.

Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку (см. Программа Радыновой). При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая – сочиняет рассказ, описывая образные движения.

«ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок.

Описание:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

Дети делятся на две команды.

«ГДЕ СПИТ РЫБКА?»

Стихотворение И.Токмаковой

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок. Закреплять умение изображать

шумовыми инструментами длинные и короткие звуки.

Описание:

Музыкальный руководитель. Ночью темень. Ночью тишь.

Дети. Тишшшь, тишшшь.

Дети. Спишшшь, спишшшь.

Музыкальный руководитель. Лисий след ведет к норе.

Дети.

Изображают шумовыми инструментами шаги лисы.

Музыкальный руководитель. След собачий к конуре.

Дети.

Изображают шаги собаки.

Музыкальный руководитель. Белкин след ведет к дуплу.

Дети.

Двигаются, как белочки.

Музыкальный руководитель. Мышкин – к дырочке в полу.

Дети.

Изображают мышку.

Музыкальный руководитель. Жаль, что в речке, на воде.

Дети. Глиссандо на металлофоне вверх-

Вниз.

Музыкальный руководитель. Нет следов твоих нигде.

Дети. Пожимают плечами и разводят руки

В стороны.

Музыкальный руководитель. Только темень. Ночью тишь.

Дети. Тишшшь, тишшшь.

Музыкальный руководитель. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети. Беззвучно открывают рот.

«ДИДИЛИ, ДИДИЛИ»

Русская народная потешка

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

ритмический рисунок «звучащими жестами» и деревянными

палочками.

Описание:

Дети делятся на две группы.

1 группа.

Дилили, дидили, где вы Машу видели?

2 группа.

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривая, «звучащими жестами» в ритме изображают, как Маша

Танцует.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст и щелчками пальцев показывают, как Катя щиплет виноград.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

Заглянули под крылец – грызет Дуня огурец.

В ритме хрустят жесткой бумагой.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Ваню видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

На полянке у колодца Ваня с курицей дерется.

На каждую сильную долю толкаются, изображая драку с курицей.

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«КУБИК – ОРКЕСТР»

Цель : Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи

(стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое

внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры:

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать

На чем теперь тебе играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент

со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

«БУБЕН ПЕСЕНКУ ПОЕТ»

Цель: научить детей различать и передавать ритмический рисунок

знакомых песен на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактический материал: бубны (по одному на двоих детей), металлофон. Мелодии песен в грамзаписи.

Ход игры:

музыкальный руководитель раздает бубны по одному на двоих

детей, предлагает им спеть мелодии известных песенок на какой-нибудь слог («ля-ля»). Поет вместе с детьми, затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать мелодию песни, которая звучит на металлофоне, и затем повторить ее ритмический рисунок ударами по бубну. Отмечает детей, правильно передающих ритмический рисунок.

«ТАНЕЦ С ДЕДОМ МОРОЗОМ»

Цель:

Ход игры:

Дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение. Для напева

используется хорошо знакомая мелодия.

Мы сейчас пойдем направо

Дружно – раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно – раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно – раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно – раз, два, три!

Мы тихонечко присядем,

Дружно – раз, два, три!

И немножечко приляжем

(Дети складывают руки под щекой.)

Пусть попляшут наши ножки

(Дети притопывают ногами.)

Дружно – раз, два, три!

И похлопают ладошки

Дружно – раз, два, три!

Повернемся мы направо

(Кружатся вправо.)

Дружно – раз, два, три!

Не начать ли все сначала

Дружно – раз, два, три!

(Дети снова берутся за руки)

Игру можно проводить и со сказочными персонажами. Дети выполняют движения по показу или, напевая текст песни, сами учат героев танцевать.

«ПЕРЕДАЙ СУЛТАНЧИК»

Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.

Ход игры:

дети встают в круг, перед каждым ребенком на полу лежит султанчик.

Раз, два, три, четыре – хлопают в ладоши

Приготовимся играть, 2 хлопка по коленям

2 щелчка руками

Мы будем султанчик передавать. Берут султанчики с пола

Он о нас, а мы за ним! Дети передают султанчики

кругу на раз-два.

Догоняем, догоняем

И сейчас его поймаем!

Звучит веселая музыка, дети свободно бегают по залу. По сигналу встают в кружки по цвету султанчиков.


1. Игра «Для самых маленьких»

Количество игроков: любое.

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.

2. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

3. Игра «Ручеёк»

Количество игроков: не меньше 9 человек.

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

4. «Игровой модный рок»

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево – к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

5. Игра «Встаньте в круг по...»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку водящего или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

6. Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

7. Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку.

8. Игра «Заглядывание»

Количество игроков: любое.

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

9. Игра «Танец на стуле»

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

10. Игра «Кто первый?» (со скакалкой)

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

11. Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

(показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так
(показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так
(показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

12. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Количество игроков: от 6 человек.

Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

Второй вариант «Лавата»

Количество игроков: любое.

Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

13. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»

Количество игроков: от 5 человек (с верёвкой или скакалкой).

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков - перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

14. Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

Количество игроков: любое.

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится диджей), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но - снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

15. Танцевальная игра «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.

Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.

16. Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)

Количество игроков: любое.

Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

17. Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Количество игроков: любое.

Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

18. Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (

подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

19. Игра «Танцевальная фигура замри»

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся,кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.


Оксана Николаевна Демина
Музыкально-ритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Музыкально -ритмическая игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем , что они проводятся под музыку . С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально -ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей , способствуют проявлению положительных эмоций. Мне хочется предложить несколько музыкально - ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста , которые могут использовать педагоги в процессе образовательной деятельности, в развлечениях, при подготовке детей к праздникам .

«Танцевальная фигура замри»

Цель :развивать творческое воображение у детей , формировать умение самостоятельно двигаться под различный характер музыкального произведения .

Ход игры :под музыку дети выполняют произвольные танцевальные движения. Педагог останавливает звучание музыки , а дети быстро придумывают танцевальную позу и замирают в ней. Педагог отмечает интересные танцевальные фигуры.

«Найди своё место»

Цель : закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры :ети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

«Пригласи на танец»

Цель :закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры : Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение : 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

«Созвездия»

Цель : развивать фантазию, закрепить знание математического счёта.

Ход игры :под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т. п., когда музыка прекращается педагог произносит задание : «Созвездие из 3 звёздочек замри!» или «Созвездие из 2 звёздочек замри!» и т. д. Дети придумывают коллективные фигуры. Игра продолжается 3-5- раз.

«Музыкальные стульчики »

Цель : закрепить ранее разученные танцевальные движения, развивать внимание, чувство ритма, пластичность и музыкальность .

Ход игры:

Все дети садятся по кругу на стульчики спиной в круг и рассчитываются на 1-2-3. За каждым номером закрепляется мелодия. Водящий стоит не далеко от круга.

Педагог включает мелодию №1 - вальс. Со стульчиков встают первые номера и за водящим по кругу выполняют вальсовый шаг.

Если звучит мелодия №2 - полька, то вторые номера выполняют за ведущим шаг польки.

Под русскую народную мелодию №3 третьи номера идут по кругу хороводным шагом.

Если звучит марш, то все дети встают со стульев и за ведущим маршируют по кругу. Как только музыка останавливается дети быстро усаживаются на свободные стулья. Кто остаётся, становится ведущим.

Игра повторяется 3-4 раза. Педагог отмечает детей у кого правильно и красиво получались танцевальные шаги, кто очень старался .

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием.

Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие навыков музыкально - ритмических движений.

Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.

Также способствует решению коррекционных задач:

для оздоровления психики:

  • воспитание уверенности в своих силах
  • выдержки
  • волевых черт характера
  • помогает ребёнку почувствовать свой успех.

для нормализации психических процессов и свойств:

  • памяти
  • внимания
  • мышления
  • регуляции процессов возбуждения и торможения.

для укрепления и тренировки двигательного аппарата:

  • развития равновесия
  • развития свободы движений
  • снятия излишнего мышечного напряжения
  • улучшения координации движений
  • развития дыхания
  • формирования двигательных навыков и умений
  • совершенствования моторики
  • совершенствования ориентировки в пространстве.

для исправления речевых недостатков:

  • невнятного произношения
  • проглатывания окончания слов
  • для стимуляции речи
  • обеспечивает тренировку слуха.

для развития социальных навыков:

  • умения жить и работать в коллективе.

Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

  • объяснения (должны быть короткими, чёткими, эмоциональными)
  • указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)
  • вопросы (должны быть чёткими, конкретными, понятными) . Вопросы побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.

Здесь приемлем метод проблемного обучения.

Практический метод или метод упражнений:

  • дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения или упражнения.

Наглядно - слуховые:

  • исполнение текста педагогом
  • использование шумовых музыкальных инструментов.

Наглядно - зрительные:

  • показ педагогом правильных движений
  • показ детьми, которые хорошо освоили упражнение
  • можно использовать наглядные пособия.

Тактильно - мышечные приёмы:

  • индивидуальная помощь педагога для принятия правильного положения
  • помощь педагога при исполнении того или иного движения.
  • игровые приёмы: они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.

Чаще всего используется сочетание приёмов и методов:

выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический + наглядный) ;

показ и объяснение (наглядный + словесный) ;

объяснение и упражнение (словесный + практический) ;

индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение) .

В классической интерпритации музыкально - ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна.

В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.

Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность.

Ну, а для отдыха и развлечений - это естественно.

Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения.

Сюжетные игры.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:

  • прыгать, как зайчики
  • скакать, как лошадки и т.д.

В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Бессюжетные игры.

Это игры более спортивной направленности:

  • догонялки
  • соревновательные игры.

Если они проходят под музыку - это гораздо интереснее и веселее.

Игровые упражнения.

Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно.

В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения.

Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:

  • умение детей согласованно действовать в коллективе
  • двигаться на большой площади
  • развитие равновесия и т.д.

Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности.

Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу.

Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей.

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

Практические советы из опыта работы.

  • ХЛОПКИ

Хлопать можно под любую музыку и различными способами.

На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

"ЧЕРЕПАХА"

Черепаха, не скучая, (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол - получатся "ноги"; средний палец согнуть - получится "голова"; левой рукой обхватить правую - "панцирь")

Час сидит за чашкой чая. (сложить ладони "ковшиком")

А куда спешить тому, (развести руки в стороны, выразив удивление)

Кто всегда в своём дому?

  • ИГРЫ ТИПА "ПОВТОРЮШКИ"

Мы похлопаем в ладошки
Раз, два, три! Раз, два, три!
И попляшут наши ножки
Раз, два, три! Раз, два, три!

  • НАПЕВАТЬ ИЛИ РЕЧЕТАТИВОМ И СОПРОВОЖДАТЬ ДВИЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ СЧИТАЛОЧКИ ИЛИ ПОТЕШКИ

СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ "ВАЛЕНКИ"

Валенки, валенки, (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком)

Не велики, не маленьки. (Другой ногой)

А как раз по ноженьке (Топают ногами)

Нашему Серёженьке.

  • ИНСЦЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЯМИ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК

Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ"

"ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

"ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"

  • МУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"

  • АЭРОБИКА


Дурак