Настольные стратегические игры. Свастика на столе: немецкие настольные игры Второй мировой войны Вторая мировая война настольная игра

В русском языке нет отработанной и стандартизированной терминологии для обозначения различных игровых жанров, какая присутствует на Западе. Поэтому для начала определимся, что будет пониматься в статье под словом «военно-тактическая».

Военная — значит, действие происходит на некой войне. Тактическая — значит, действие ведётся не на стратегическом, а на операционном уровне. Мы не захватываем страны и континенты, не планируем войны и кампании. Мы принимаем участие в операциях (сражениях), которые начинаются с заранее определённой расстановки сил и требуют выполнения определённых задач, то есть являются лишь частью войны, причины и основные действия которой остаются за кадром.

Есть военные игры, не являющиеся тактическими, например, глобальные варгеймы. Есть тактические игры, не являющиеся военными, например, «шутеры» («Doom: Настольная игра» ) или «данжен-краулеры» (Descent: Journeys in the Dark ). Поэтому оба определения важны для обозначения жанра, о котором идёт речь.

Действие ведётся при помощи боевых единиц, символизирующих собой отряды от нескольких человек до больших войсковых соединений. Количество этих единиц (юнитов) составляет, как правило, от 10 до 20 штук. Войска обычно определены с самого начала, но возможны подкрепления по ходу игры.

Игровое поле, как правило, гексагональное, то есть, поделено на шестигранники. Гексы для тактики подходят гораздо лучше, чем квадраты. Поле либо модульное (составляется из нескольких небольших полей), либо стандартного размера, но с возможностью моделирования ландшафта при помощи накладываемых на поле картонных гексов с изображением лесов, холмов, деревень, рек и т.д. Почему поле должно быть настраиваемым? Потому что тактические военные игры обычно являются не симуляцией одного конкретного боя, а целыми игровыми системами с несколькими сценариями в базовой коробке и широкими возможностями расширения.

На рынке представлено приличное количество военно-тактических настольных игр, и неподготовленному игроку сложно сделать правильный выбор. А выбор важен, ведь в отличие от обычных настольных игр, партии в которых, как правило, укладываются в час-полтора, даже в самые простые тактические военные настолки можно играть несколько часов к ряду. Только в базовых комплектах могут находиться 6-10 сценариев, по часу или более каждый, не считая дополнений. А дополнений к тактическим военным играм обычно выпускается много.

Сразу оговорюсь, что тема слишком глубока для одной статьи, поэтому поставим определённые рамки для отбора игр в статью. Игра должна быть достаточно известна, популярна, не слишком стара. В обзор попадут игры со сложностью от начальной до средней и красивым оформлением с пластиковыми миниатюрками войск — «хардкорщики», предпочитающие двигать кусочки картона в играх с монструозными правилами, и так сами знают, во что им играть.

Первый представитель жанра — . Очень популярная игра, во многом из-за своей простоты. Выпущена в 2004 году компанией Days Of Wonder , автор — Ричард Борг. Тематика игры — Вторая Мировая Война. Основана на системе Command & Colors , послужившей основой в общей сложности для пяти игр. Особенности системы — лёгкость правил, поле 9 x 13 гексов, разделённое на левый фланг, центр и правый фланг. Приказы отдаются при помощи выбора одной из карт, находящихся в руке. В большинстве случаев карты дают возможность походить одному или нескольким отрядам определённого сектора.

Отряды подразделяются на пехоту, танки и артиллерию. Для увеличения зрелищности, а также для удобного подсчёта «жизней» отрядов фигурки ставятся группами. По 4 фигурки для пехоты, 3 — для танков, и 2 — для артиллерии. Отряд снимается с поля, когда убивают последнюю фигурку, но сила атаки отряда с понижением численности не понижается.

Достоинства игры в её красивом (хотя слегка карамельном) оформлении и доступности всем и каждому. Объяснить правила можно даже дошколёнку, если он хоть немного умеет считать. В то же время для игры выпущено множество дополнений, которые заметно усложняют игровой процесс. Даже в базовом наборе есть целых 16 сценариев.

Недостатки. Слишком большая рандомность (карты, помноженные на кубики) не даёт возможности строить чёткие планы на несколько ходов вперёд. Цели большинства сценариев состоят в простом набивании очков за счёт выбивания отрядов с поля. Даже там, где есть дополнительные задачи в виде захвата определённых гексов, легче перестрелять вражеские войска на выгодном участке фронта. Поскольку ход состоит из разыгрывания одной карты, игрок, обладающий численным преимуществом, не может толком его реализовать. Словом, всё сделано для того, чтобы у ребёнка были шансы победить своих родителей.

Но в целом игра очень удачная. Что немаловажно, с большим выбором не менее удачных дополнений, число которых давно перевалило за все разумные пределы. , наверное, самая популярная среди игр этого обзора. Но едем дальше.

У игры интересная судьба. Выпущенная в 2006 году фирмой Days Of Wonder как фэнтезийный вариант «Мемуаров» , игра позже была выкуплена компанией Fantasy Flight Games . Но новый владелец по разным экономическим причинам не смог перевыпустить в требуемых количествах тираж базовой версии игры и заваливает рынок дополнениями в условиях, когда базу уже практически не достать.

Прошло два года, как Fantasy Flight Games приобрела полные права на военно-тактическую игру . За предыдущий год было выпущено немало небольших расширений, но долгожданного возвращения базового набора игры так и не состоялось. Глава FFG Кристиан Петерсен объяснил, что при том же составе новый базовый набор подорожает. Поскольку новых игроков без него не получить, FFG решилась на отчаянный шаг: вложить в нераспроданные французские экземпляры игры англоязычные карты и памятки, и выпустить их на рынок. Такие французские наборы будут снабжены специальной наклейкой. К французскому изданию базового выпуска , переупакованному для дальнейших продаж англоговорящим игрокам, присоединятся и несколько редких на сегодня расширений игры: Goblin Skirmishers , Goblin Marauders , Dwarven Battalion , Scottish Wars и The Hundred Years’ War . Как и в случае с базовой игрой, часть материалов расширений будет выложена на официальном сайте FFG в электронном виде, а сами коробки поступят в продажу с напоминающей об этом наклейкой.

Основана на всё той же системе Command & Colors , но слегка усложнена. Поскольку действие происходит в сказочном мире, то место перестрелок заняли рукопашные бои. Типов отрядов, а значит и разнообразия пластиковых фигурок, стало заметно больше. Появились герои и трудноубиваемые мифические существа. Как бы для компенсации уменьшившейся рандомности в игру введены дополнительные опциональные правила магии. Тем, кто не любит, когда внезапно появившийся огненный смерч вдруг выкашивает половину войска, лучше играть без её применения. В целом, если вас устраивает простота «Мемуаров» , но надоела Вторая мировая, это то, что вам нужно. Конечно, если сумеете найти игру в магазинах...

А если Вторая Мировая не надоела, но надоела примитивность и абстрактность? Тогда, если вас не пугают усложнённые правила и долгие партии, стоит присмотреться к Tide Of Iron.

2007 года выпуска, издательства FFG (того самого, что купило ). Над игрой поработал сам основатель FFG , Кристиан Петерсен, вместе с лучшими дизайнерами компании. Суть игры — передать тактику Второй Мировой как можно более реалистичней, но не переусложняя, и заманить игроков великолепными миниатюрками боевой техники.

В целом, всё получилось. Этой зимой выйдет уже третье масштабное расширение игры, и ToI сможет похвастаться богатым набором русских войск — в дополнение к американцам, англичанам и немцам. Одних только видов немецких танков насчитывается уже более десятка! А ещё есть джипы, грузовики, артиллерия, станковые пулемётчики... Техника отличается не только внешним видом, но и характеристиками.

Как же всё это играется? Поле у игры модульное, до 12 частей, более масштабное, чем в «Мемуарах» . Тактика и планирование в игре более глубокие. За ход надо походить всеми своими юнитами — кардинальное отличие от и Battelore . Пехота всё так же состоит из отрядов по 4 фигурки, но техника представлена индивидуальными миниатюрками. Детальность сражений можно оценить, к примеру, по возможности не только подбить, но и повредить вражеский танк, что повлияет на его боеспособность и манёвренность.

Больший масштаб и детальность сказались на длине сценариев — до трёх часов на каждый. К сожалению, в базовом наборе всего 6 сценариев, и далеко не все хорошо сбалансированы. В дополнениях сценарии более продуманы, также некоторое количество можно скачать с официального сайта игры. Подводя итог, можно сказать, что — лучшее сочетание зрелищности внешнего вида и проработанности тактики Второй Мировой Войны.

Остаётся упомянуть о двух новинках этого года от Fantasy Flight Games — и .

Заменяет собой на посту флагмана тактических военных игр в фэнтезийном мире. Приписка на коробке «A Battlelore Game» многих ввела в заблуждение, что игра основана на системе Command & Colors , но это не так. У игры другой разработчик, Роберт Коба, и совсем другая механика, по комплексности больше похожая на , чем на .

Сюжетно игра основана на произведениях писателя Джорджа Мартина из цикла «Песнь Льда и Пламени» . Позднее средневековье в вымышленном мире, где магия присутствует в строго гомеопатических дозах (что на самом деле хорошо, если вспомнить несбалансированную магию из ). Разнообразие отрядов пехоты и кавалерии, в основном рукопашный бой, немодульная карта 11 x 15 гексов, 10 сценариев. В целом комплектация беднее, чем у , но уже анонсированы два дополнения с новыми фигурками, жетонами и прочим. Зато сами миниатюрки детальнее. К сожалению, фигурки надо самостоятельно приклеивать к подставкам, что сильно увеличивает время, необходимое для начала первой игры.

Пока в игре есть только две противоборствующие армии, Старки и Ланнистеры. Но наверняка в будущем появятся новые враждующие стороны. Интересна возможность устраивать пожары и наличие Героев в виде самостоятельных отрядов с командными способностями.

Заполнение пробела между рукопашными схватками средневековых битв и механизированными сражениями XX века. Есть ближний бой с участием пехоты и кавалерии, но есть и перестрелки, и артиллерийские залпы. Игра сделана итальянскими разработчиками компании Nexus Games , но на английском языке её выпускает FFG . Достоинство игры — замечательные миниатюрки масштаба 1:72 производства знаменитой Italeri . К сожалению, как и во всех прочих играх, для настоящей зрелищности игрового процесса их желательно покрасить. Ну, хотя бы к подставкам приклеивать не надо. А вот пушки перед первой игрой придётся всё же склеить из частей.

В игре есть всё, чего ждут от наполеоники — построения шеренгой и в каре, знаменитые командиры той эпохи, точное историческое соответствие в представленных на поле боя отрядах и их униформе, и многое другое. Играется это всё на модульной карте: частей карты всего 4, но размеры уже весьма внушительные. И обещают стать ещё внушительнее с выходом дополнений (ждём русскую армию с Кутузовым и Багратионом). Сценариев в базовом наборе 10. Некоторые из них объединены в 2 кампании. Играются, пожалуй, подольше, чем в , примерно на уровне .

Заключительное слово

Таким образом, получается, что в каждой из описанных выше игр есть свои яркие достоинства. Всё зависит от предпочтений в тематике (кому ближе залпы танковых орудий, а кому — яростные битвы на мечах) и сложности правил. Но в целом все эти игры способны доставить море удовольствия и скрасить долгие осенние и зимние вечера.

Закончить можно словами, которые завершают описание каждого сценария из игр серии Command & Colors :

Поле боя перед вами, пути наступлений начерчены, и вы во главе. Остальное — история.

В статье использованы промо-иллюстрации с официальных сайтов Fantasy Flight Games и Days of Wonder. Статья написана Максимом Симоновым (ColdFire) специально для «Тесеры».

Настольная игра «Морской бой»

Для детей 5-6 лет стоит купить игру «Морской бой» с наглядным красочным оформлением. Лучше, если это будет игра с крупными клетками и объемными фигурками кораблей, удобными магнитными дощечками. В поездку купите настольную игру «Морской бой» дорожного формата: небольшого размера и с пазами на игровом поле. Чтобы ничего не падало и не разлетелось, даже при тряске.

Классические варианты для школьников и ностальгически настроенных взрослых выпускает «Десятое королевство».

Выиграть сражение? Перевернуть историю Европы вверх тормашками? Да запросто! Достаточно купить стратегическую настольную игру нужной тематики. В каталоге каждый найдет стратегию на свой вкус. Давайте пробежимся по разделу и рассортируем все по увлечениям.

Чтобы с головой окунуться в мир средневековья, возьмите настольную стратегическую игру серии «Каркассон». Это классический образец стратегически-экономической игры в антураже Франции средних веков. Лучше начать с базового выпуска и последовательно осваивать дополнительные.

Фэнтези-миры и сражения

Самый большой выбор фантастических и боевых стратегий у Hobby World. У бренда есть как классические военные настольные игры, так и популярные компьютерные и фэнтези-стратегии в новом формате. Большинство игр этих серий рассчитаны на 2-6 игроков старше 9 лет.

Чтобы было проще выбрать и купить стратегическую настольную игру под конкретный возраст, используйте возрастной фильтр. А еще в каталоге можно отсортировать игры, интересные только девочкам или только мальчикам, или выбрать компромиссный вариант. Дерзайте!

Настольная игра «Морской бой»

Одна из самых известных и популярных настольных стратегических игр - это игра "Морской бой".
Знаете ли вы, что «Морскому бою» в том виде, в каком он существует сейчас, больше полувека? В 1930 году в США компания Starex начала выпускать блокноты, разграфленные на двух игроков. Задача была проста — потопить линкоры и миноносцы противника раньше, чем он потопит твои. Но играть в «Морской бой» крохотными корабликами на пластиковых досках начали только в 1967 г.

С 1967 года правила игры остались прежними. Изменился только дизайн. Современные настольные игры «Морской бой» выпускают в больших плотных коробках, в чемоданчиках с односторонним и двусторонним игровым полем, а также в формате дорожных мини-версий.

Для детей 5-6 лет стоит купить игру «Морской бой» с наглядным красочным оформлением. Лучше, если это будет игра с крупными клетками и объемными фигурками кораблей, удобными магнитными дощечками. В поездку купите настольную игру «Морской бой» дорожного формата: небольшого размера и с пазами на игровом поле. Чтобы ничего не падало и не разлетелось, даже при тряске. Классические варианты для школьников и ностальгически настроенных взрослых выпускает «Десятое королевство».

Исторические, фантастические и военные стратегические настольные игры

Выиграть сражение? Перевернуть историю Европы вверх тормашками? Да запросто! Достаточно купить стратегическую настольную игру нужной тематики. В каталоге каждый найдет стратегию на свой вкус. Давайте пробежимся по разделу и рассортируем все по увлечениям.

История, биология и иже с ними

Чтобы с головой окунуться в мир средневековья, возьмите настольную стратегическую игру серии «Каркассон». Это классический образец стратегически-экономической игры в антураже Франции средних веков. Лучше начать с базового выпуска и последовательно осваивать дополнительные.
Строить, созидать и управлять с размахом можно в семейных играх «Поселенцы» и «Колонизаторы Джуниор». Тоже классические стратегии, но «Поселенцы» чуть сложнее, поэтому их лучше покупать для семейных посиделок с детьми старше 10 лет. «Колонизаторы» проще: дети младшего школьного возраста без труда разберутся с правилами.
Если скрестить историю с биологией, а все вместе с теорией Чарльза Дарвина, получится «Эволюция» — одна из лучших обучающих стратегий. Создана, между прочим, учителем биологии. Играя в «Эволюцию», вы научитесь отращивать жабры, менять окраску, беззастенчиво пожирать соперников, сбрасывать хвост — делать все, чтобы выжить и расширить свою кормовую базу.

Фэнтези-миры и сражения

Самый большой выбор фантастических и боевых стратегий у Hobby World. У бренда есть как классические военные настольные игры, так и популярные компьютерные и фэнтези-стратегии в новом формате. Большинство игр этих серий рассчитаны на 2-6 игроков старше 9 лет.
Чтобы было проще выбрать и купить стратегическую настольную игру под конкретный возраст, используйте возрастной фильтр. А еще в каталоге можно отсортировать игры, интересные только девочкам или только мальчикам, или выбрать компромиссный вариант.
Число игроков (и оптимальное): 2 (2)
Сложность освоения: высокая
Время подготовки: более 15 минут
Время партии: до 3 часов и более

Настольные тактические игры о Второй мировой - компания разношерстная. На одном полюсе - серия Memoir 44 с элементарными принципами и быстрыми партиями. На другом - многочисленные варгеймы, в разложенном виде напоминающие прежде всего штабную карту боевых действий. Где-то посередине - Tide of Iron с глубокими правилами, драматичными боями и качественными миниатюрами. Именно с этим признанным авторитетом соперничает отечественная разработка: система правил Art of Tactic, частным детищем которой и является Лето 1941.

Фронт - это клетка, и тому, кто в нее попал,
приходится, напрягая нервы, ждать, что с ним будет дальше.
Мы сидим за решеткой, прутья которой - траектории снарядов;
мы живем в напряженном ожидании неведомого.
Мы отданы во власть случая.
Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»


Представьте на секунду сражение Второй мировой. На оборонительные позиции русских наступает танковый взвод немцев в сопровождении пехоты. Защитники основательно укрепились: земля изрыта окопами, на стратегически ключевом холме возведен дзот, на подступах - противотанковые ежи и заграждения из колючей проволоки. Наступление пехоты сдерживают минометчики, занявшие позицию за небольшим подлеском. Наводят их на цель укрывшиеся вплотную к линии огня штабисты в сопровождении радистов. Отряд, вознамерившийся зайти с фланга, угодил прямиком на минное поле. Кажется, русские в порядке. Но штурм длится уже долго, боезапасы обороняющихся на исходе, а врага снабжает целая колонна грузовиков. Смолкает грохот противотанкового орудия, и осмелевшие немцы идут в решающую атаку. Все это - до деталей - отныне возможно в рамках настольной игры.

Перед нами почти самостоятельная настолка. Почему только почти? А очень просто - богатству возможностей тесновато в рамках одного набора. Зачастую в сценариях, предлагающих набрать армию по желанию игрока, указанное количество очков столь велико, что в бой отправляются все отряды, какие есть в коробке.

Благо новых рекрутов набрать просто. Если игроки захотят от мелких стычек с участием двух десятков отрядов перейти к масштабным баталиям, к их услугам - дополнительные наборы. Пока они ограничиваются маленькими и бюджетными коробочками с отдельными отрядами, в основном уже встречающимися в исходной подборке. Но если игра будет развиваться и дальше, не за горами новые участники и даже стороны конфликта.

Первый раз принимаясь за игру, важно запастись терпением. Модели, при всей их внешней прелести, сборные и порой включают совсем уж мелкие детальки. Кроме того, изучение правил занимает довольно внушительное время. Но в конечном счете овчинка стоит выделки: система вполне ясная, а главное - глубокая. Есть где развернуться и проявить свой тактический гений.


Что-что, а покидать кубики в ходе партии предстоит не раз. В атаке учитываются четыре основных показателя.

Эффективность зависит от того, кто на кого нападает. Одно и то же подразделение для кого-то бич, а кому-то - как слону дробина. Так, минометчики для танка - пустой звук, а рядовая пехота опасна разве что если подберется вплотную.

Мощность атаки, то есть число бросаемых кубиков, зависит от типа отряда и его численности. Понесли потери - взвод стал хуже сражаться. Особенно ощутимо это в случае с пехотой: когда одна половина убита, вторая становится почти беспомощной.


Дальность до цели влияет на меткость. Вблизи попасть легче, и потому успешными считаются многие результаты броска. На предельном расстоянии успехами всегда считаются лишь выпавшие единички.

После того как повреждения будут нанесены, из них вычитается показатель защиты отряда, отображающий его подготовку и толщину брони. После этого с карточки наконец вычеркивается по единице численности за каждое попадание и проводится проверка боевого духа.


И все это - не считая изобилия возможных модификаторов, особых состояний и влияния боевого духа! Но важно понимать, что уже во второй партии множество кусочков складывается в единую картину и мышление переходит с уровня кубиков на реалии войны. Механика логична и потому быстро усваивается.

Создавая Art of Tactic, разработчики прежде всего поставили перед собой цель добиться одновременности ходов, и им это удалось. В результате перед нами довольно громоздкая, но не имеющая достойных аналогов система. Каждому отряду на поле соответствует карта характеристик. С лицевой стороны на ней приведены все показатели отряда. Задняя служит для назначения заданий на ход.

Всем отрядам назначаются номера, которые записываются на их карточках маркером, коих в комплекте с игрой два. В фазе отдачи приказов противники тайно отмечают, что на сей раз будут делать их подчиненные. Когда оба закончат, игроки начинают поочередно действовать, вскрывая отряд за отрядом. В конце хода пометки легко стираются, и можно отдавать новые распоряжения.

Даже у простейших отрядов, вроде пехотного подразделения, возможных приказов - десяток. Что уж говорить о саперах, кудесниках на все руки? Поначалу впору растеряться, особенно из-за обилия иконок. Но на деле все интуитивно: достаточно подумать, что мог бы сделать подобный отряд в реальности. Будьте уверены, он сможет это и в игре, и в рамках механики любое решение будет значимо. Хотите - подразделение будет незаметно поджидать в засаде приближающегося противника. Хотите - с гранатами на танк пойдет. Если, конечно, солдатам духу хватит.

Помимо свода правил, игроки снабжены еще и книгой сценариев. Конечно, можно разыгрывать обычные стычки, договариваясь об их масштабах и вводя, например, контрольные пункты. Но сочиненные разработчиками битвы однозначно заслуживают внимания.

Восемь сценариев, включенных в стартовый набор, обыгрывают самые частые военные сюжеты. Здесь и оборона моста с постепенным подходом подкреплений, и схватка за стратегическую высоту, и бой за город. К каждой битве найдется десяток подходов. Подвох лишь один: некоторые сюжеты явно рассчитаны на расширение базовых армий.

Когда книга будет играна-переиграна, к вашим услугам - официальный сайт игры. Предыдущие коллекционные миниатюры, в частности фэнтезийные Ring of Rule, не получили должной поддержки от «Звезды» и со временем заглохли. К счастью, в случае с Art of Tactic будущее видится более радужным. Успешно стартовавший проект живет, развивается и уже поглядывает в сторону Европы.






Увлекательность 3
достоинства что короткие, что длинные партии стоят иного фильма о войне
недостатки базового набора не хватает, чтобы раскрыть весь потенциал игры
Взаимодействие 3
достоинства одновременные ходы, все возможности для острого противостояния
недостатки с единой карточкой приказов дело шло бы еще быстрее
Проработка 2
достоинства тактическая глубина без тяжеловесности и перегруженности
недостатки не все сценарии доведены до ума, в правилах много шероховатостей
Атмосфера 2
достоинства система располагает к запоминающимся партиям
недостатки отряды безлики, сценарии условны
Качество 3
достоинства выдающиеся миниатюры, бюджетность
недостатки коробка не годится для хранения моделей, время на сборку

Вердикт : Редкий пока еще случай, когда отечественному разработчику удалось создать проект международного масштаба. Многие находки действительно свежи, а система в целом, хоть и требует ряда заплаток, дает развернуться тактическим умениям игроков.

Лучшие стратегические настольные игры хороши тем, что в них индивидуальные способности и интеллект имеют решающее значение, определяющее исход той или иной партии. Сегодня можно заказать абстрактные стратегии, отличающиеся искусственными правилами и отсутствием ярко выраженной тематики, и военные стратегические игры.

Многие современные настольные игры военные стратегии имеют четкие и прозрачные правила. Зачастую они сложнее, чем в остальных настольных играх, но, возможно, именно в этом состоит их главное преимущество, ведь с повышением сложности игрового процесса ребятам требуется проявлять все больше терпения в стремлении довести дело до победного конца.

Предлагаем купить стратегические настольные игры для детей. Они способны сделать досуг ребят разнообразнее, обучить их бережливости и ответственности за коллектив. Игры хороши тем, что в них удача играет незначительную роль, и многое зависит от интеллекта участников. Поэтому стратегии станут неоценимым вкладом в воспитание целеустремленной личности.

Военно-стратегические настольные игры

Заказывайте настольные стратегические игры про войну, и они научат кроху эффективно планировать ситуацию, развертывать войска для грандиозного сражения. С помощью таких игр ребенок осознает цену ошибки при защите своих укреплений от атак противников. Малышу придется приложить серьезные усилия, чтобы стать рыцарем и одолеть всех врагов.

Практически любая современная военная стратегическая настольная игра учит ребят быть смелыми и изобретательными. Кроме того, стратегии являются великолепным путеводителем по разным странам и народностям, что также способствует накоплению детьми важной информации. У нас вы сможете заказать следующие разновидности настольных стратегий:

  • «Ханы Таркира: Бустер»;
  • «Экслибриум»;
  • «Эволюция. Континенты».

С приходом нацистов к власти в Германии началась всесторонняя пропаганда их мировоззрений. Особый упор делался на воспитание и «обработку» детей. Теперь их стали интересовать военное дело, боевые самолеты и корабли. Даже настольные игры стали «пособием» по подготовке юных патриотов, солдатов, антисемитов.




Во время Второй мировой войны детские настольные игры стали одним из способов пропаганды. Эти наглядные объекты использовались для духовного обучения, военной подготовки и общественного образования. Нацисты поднимали детский энтузиазм, знакомили их с военным делом, обучали, как вести себя при бомбежках, прививали ансисемитизм и чувство расового превосходства.





Еще с начала 1930-х годов члены Гитлерюгенд, «гитлеровская молодежь», играя, соревновались. Они бросали кости и «завоевывали» территории, «изгоняли евреев».







С наступление Второй мировой войны стали популярны преимущественно военные игры. Дети стали «окружать» Великобританию, используя фишки-самолетики и подводные лодки. Также широко использовались символы антисемитизма, смерти. Даже если не было непосредственного подстрекательства к насилию, дети и подростки предполагали, что оно вокруг них.







Тематика была самая разная. В одной из игр нужно было салютовать Гитлеру, в других – сбивать из зенитного орудия самолеты Союзников, прокладывать путь немецкому парашютисту позади вражеских позиций, блокировать вражеские радиопередачи в эфире. Таким образом, как написано в инструкции, «более глубокое значение игры лежит в постоянном бдении ума и защите Родины».

На досках для настольных игр часто изображались солдаты, обнимающие своих возлюбленных, сжигание деревень, облавы на евреев.


По мере того как война затянулась, на немецких игровых досках все чаще стали появляться признаки паранойи и пессимизма. Они предупреждали о появлении шпионов и опасности бомбардировок с воздуха. Игры, связанные с повседневной жизнью, учили, как вести себя во время и после авианалетов, тушить пожары, разбирать завалы и отстраивать дома. И во все это можно было делать, пережидая в подвалах бомбежки.

Качество материалов также ухудшилось. В 1942 году производители начали делать дешевые бумажные фигурки вместо изделий из металла или пластика. Игры как будто стали показателем экономики Германии, которая неуклонно катилась к поражению в войне.

А за полвека до этого в Российской империи были популярны совсем другие забавы, .



Пасьянс Солитер